Рынок янгтаймеров Беларуси на примере автомобиля BMW E30

16.03.17

e30 ожидание и реальность

Давно хотел черкануть пару строк о рынке б/у автомобилей «для автолюбителя» в Беларуси. И кажется настало время. Люди часто не понимают, как можно искать автомобиль полгода или год, если цены на самом дне, а вариантов куча. Да, если вы ищете автомобиль для работы или для семьи, на падающем рынке, без особых пожеланий, то перед вами открыты все двери. Все упирается только в бюджет.

Но что делать, если вы ищете конкретную модель, да еще и «старенькую», в оригинальном состоянии. Для покупателя янгтаймера в период экономических потрясейний есть один единственный неоспоримый плюс — низкие цены. Все остальные факторы чаще всего играют против него. Главные из них — т.н. закрытый рынок и невысокая культура потребления и владения автомобилем.

Возьмем в качестве примера BMW e30. Машина не очень старая (еще не полноценная классика) и совсем не редкая, если брать в расчет обывательские версии. Вики говорит, что всего было выпущено 2,339,520 экземпляров. Два миллиона триста тридцать девять тысяч. Что? Звучит абстрактно? Давайте так: в год презентации рестайлинговой модели (1987), с конвейера сошло в разы больше автомобилей, чем выпустила Tesla с 2012 по 2017 год. Допустим, половина этих автомобилей сгнило, попало в ДТП, к стритрейсерам или в СНГ. Все еще есть из чего выбрать. Если брать весь мир…

А что у нас? По количеству не так уж и плохо, 92 варианта в продаже согласно статистике av.by. Если сузить фильтр до купе: 18. Если убрать еще варианты с хромированным бампером и карбюратором: 5. Что все еще неплохо. Учитывая то, что мы говорим о рынке, в котором нет места таким автомобилям, как mazda mx-5 первого поколения или, скажем, Toyota Сorolla AE86 Levin.

Но тут следует спохватиться: а качество? Давайте начнем издалека. Марка BMW пользуется почти такой же народной любовью как безотказный VW с огромным баком для контрабандной солярки. Ввозили их (троек в частности) предостаточно. Тут и 2-дверные, и 4-дверные, и универсалы, всех цветов и оттенков. И даже несколько кабрио. Нет разве что урожденных M3 по понятным нашему человеку причинам (когда-то давно в Интернетах было упоминание о BMW e30 M3 в Беларуси, но то дела давно минувших дней). Но какова история этих авто? Самый частый сценарий: папа пригнал 10-летний e30 в конце девяностых, холил и лелеял, потом зачастил возить на ней рассаду, потом и вовсе подарил на 20-летие подрастающему пездюку. Малец от радости навесил майки спарко, набалдашник кулисы с алиэкспресс, и — как говорят в народе — душил, топил, забирал на протяжении нескольких лет. Итог: автомобиль с потерянными корнями, восстановление которого попросту нецелесообразно. Конечно, есть так называемые «гаражные» и «семейные» варианты, но в продаже они мелькают реже, чем пенсионеры в барбершопе. Да и там не все так красиво как вы можете подумать. Учитывая то, что в Минске отапливаемых гаражей еще меньше, чем классических авто.

Тут можно возразить: ну так ведь во всем мире, коллекционные варианты либо продаются за большие деньги, либо не продаются вообще. Все так. Но именно у нас есть характерная, укореневшая, давняя и глобальная… нелюбовь к стоку. В случае с e30 (который у нас все же более молодежный вариант из-за своей доступности) это усугубляется еще и возрастом аудитории. Конечно, если вам 23 года, и вам достался задний привод, то не поставить сразу же (еще до ремонта подвески) польские реплики обвесов и широченные диски с диаметром +2 от завода — это, говоря на языке аудитории, зашквар. Я смеюсь с иронии в тексте, но понимаю, что 10 лет назад поступил бы точно так же. Автомобиль не спасли бы ни строгие классические линии кузова, ни полная комплектность оригинала. Да и сейчас, будь под рукой e30 «на убой», в первую очередь swap’нулся и drop’нулся бы, и поставил кресла с ненулевой боковой поддержкой.

Но если вы в поисках BMW e30 в оригинальном состоянии для моциона в воскресный полдень под кассетную музыку, спешу вас огорчить (или обрадовать). Таких автомобилей в Беларуси выставлено на продажу: ровно одна штука по состоянию на 16.03.2017. При этом процент оригинальности вы сможете установить только после детального осмотра лично. Тут мы поднимаем еще одну особенность, но уже не рынка авто, а культуры продажи в целом. А именно: недостаточность информации со стороны продавца. Ее можно переформулировать как: низкая ценность своего и чужого времени. Не верите? Посчитайте количество объявлений с единственной фоткой, сделанной на телефон с физическими кнопками, ночью, с плохого ракурса, с текстом в описании: «Звоните!». Приходится звонить, но и это не помогает. Так как не всегда получается охватить все вопросы, вроде: «— Скажите, а ваш автомобиль не является вваркой вина в чужой кузов и подлежит переоформлению на имя покупателя?». Да и более простые вещи, которые можно увидеть на любой любительской фотографии, просто забываются.

При этом считается абсолютно нормальным делать фотографии грязного автомобиля, с посторонними предметами и даже людьми, не приносящими в композицию ценности. Когда-то я даже решил собирать коллекцию таких вариантов, но понял, что это далеко не исключения. А значит высмеивание таких вариантов задевает чувства огромного слоя автолюбителей. Но с вами по дружбе поделюсь парочкой фото.

e30 Беларуси

Классика жанра: маскировка номера тряпкой, рукой или газетой Ва-банк. Какие именно тайны и от кого скрывает этот участник BMW e30 club? А главное — зачем?

e30 Беларуси

Удочка, чехлы из дерматина Buffalo, 2 бутыки ПЭТ и 1 водочная. Что хотел этим сказать художник, то есть продавец автомобиля?

e30 Беларуси

Знаменитый японский сад камней позавидует такому балансу.

e30 Беларуси

Китайские реснички, хром-поворотники, матовый капот с чудовищными зазорами и даже ужасное качество фото — ничто из этого не отвлекает внимание от заднего плана, где под невероятным углом расслаблено стоит главный участник композиции. То ли владелец, то ли просто модель.

Ну ладно, посмеялись и хватит. Немного полезной информации. Какие именно варианты BMW e30 крайне сложно (скажу даже невозможно) встретить среди продаваемых в Минске:

  • - в родной краске
  • - без кузовных работ
  • - с полной историей обслуживания в Германии и Беларуси
  • - в полной комплектности по VIN (опции, мотор, оснащение салона)
  • - без перешитых / заменяных передних сидений
  • - без дополнительного оснащения современными девайсами (аудио, сигнализация, гуанджоу ксенон, хромовые кольца приборов, освежитель воздуха SEX INSTRUCTOR, etc.)

При это речь не идет о шоурум кондишн, каким можно считать вот такой вариант из Германии — и просто нетронутые доморощенными автодизайнерами и джимкана-кингами варианты как будто канули в Лету.

Тут справедливости ради стоит отметить и цену в почти 10 тысяч евро за простую 316i (при нижнем пороге вхождения в мир e30 в 500-700 евро за «нашенские» варианты). But still…

Хочется верить, что во всем виноват переходный статус рассматриваемой модели. Для классики еще рановато, а возраст уже почтенный. Плюс подходящая платформа для бюджетного автоспорта. Но что если мы просто не готовы к тому, чтобы развивать культуру автоклассики? Которой собственно и взяться-то неоткуда в среде, где уже в 19 принято мечтать о большом черном джипе, а таможенные пошлины идут в связке с прилагательным “заградительные”…

https://www.drive2.ru/b/468570075390017926/

846