Вы знаете чем отличаются рыночная (скажем, европейская) и административно-уебищная (скажем, белорусская) стратегии выхода из кризиса? В первом случае все происходит как в учебнике по экономике… то есть как пишут в учебнике по экономике. Квардратные метры дешевеют, аренда жилья дешевеет, многие услуги дешевеют (повышается их качество вследствие конкуренции), новые автомобили и предметы непервого спроса сильно падают в цене; государство возлагает надежды на частный бизнес. Это модель рыночная. Теперь белорусская… Жилье дешевеет, аренда не меняется в цене, услуги становятся хуже и дороже (“А чё? Нам деньги нужны, не хотите, не…“), крестьяне раскупают “плазму“. Государство устраивает последний звонок для индивидуальных предпринимателей, которые в свою очередь вымещают злость на потребителе… и так далее в том же духе.
В этом плане кризис для Беларуси стал своего рода множетелем, стандартная формулировка “богатые богатеют, бедные – беднеют“ расширяется до “глупые – глупеют“, “наглые – наглеют“ и т.д.
На фоне таких изменений особенно приятно, когда люди не теряют лицо (даже не ударяют им по грязи) и просто продолжают делать свое дело, как говорят в Северной Америке. Речь идет естественно об Интернете, точнее о белорусской его части.
В предудущей заметке я писал про SEO-утопию, сутью которой была бы совбода от рейтингов, пэйджранков и ссылочных комплексов (да, знаю, знаю). Как будто специально сразу после этого педантичный Яндекс забанил сайт уважаемого (не только мной) e-маркетолога Андрея (www.seonet.by) – то ли за продвижение по сверхвысокочастноным запросам “сиски“ и “окна ПВХ“, то ли за дублирование содержания, то ли еще за что. Главное, что человек расстроился, но тут же взял себя в руки. После непродолжительного запоя (уверен, всего пару стопок) Андрей снова встал на нелегкий путь продвижения в Беларуси, не важно – в Интернете или по жизни…
Кстати, о продвижении. С самого начала года коммерческие интернет-проекты Беларуси дружно урезали бюджеты на продвижение, так что теперь для попадания в топ по среднему запросу в регионе Беларусь достаточно клавиатуры и доступа в Интернет. Ладно, может быть это и преувеличение, но обычному блоггеру уже сегодня по силам обогнать сайт ГЦБИ, например.
Отсюда мы плавно переходим к событиям вокруг конфликта белорусских лотерей с белорусским гей-порталом Sunshine.by. В кратце, интеллигентный и оптимистичный блоггер Ioni, опубликовал честную заметку про белорусское Суперлото, неравноценный субститут казино для рабочих и крестьян с рекламным бюджетом сопоставимым со стоимостью квартала в Манхеттене.
Маркетологи “Суперлото” обеспокоены результатами поисковой выдачи по запросу суперлото в лучших традициях фрейдовской теории инверсивной сексуальности, но суть не в этом. Во-первых, интересен сам символизм противопоставления сексуальные меньшинства – пролетарская масса. Кто скажет, что лотерея – для азартных, может сразу покупать барсетку , ведь “возврат денег“ в лотерею по закону должен (ага) составлять не менее 50%, в то время как для игровых автоматов, например, эта цифра ближе к 75%. Во-вторых, забавен сам факт серьезности претензий и упорстве со стороны крупной белорусской компании при том, что вместо писем нетерпимости можно было бы занятся именно продвижением, раз уже руководство выделило пару десятых процента прибыли на маркетинговые коммуникации.
В общем, медали розданы. Правда далеко не все, но смысл понятен.. Хочется пожелать всем, кто не сдался и не сдается… не сдаваться. Как хочется иногда почувствовать силу духа, свободу, а не эскапизм… пускай даже и виртуальную.