Проблемы айтишников Беларуси

11.05.18

Проблемы айтишников Беларуси

На взгляд обывателя «извне», сфера АйТи Беларуси — райский парник для безбедного существования без особых усилий. На самом же деле работники этой сферы сталкиваются с серьезными проблемами каждый день.

Вот только некоторые из них.

1. Кофе. Несмотря на то, что в айтишные офисы закупаются hi-end кофемашины за несколько тысяч евро, они тоже выходят из строя из-за частого использования. Иногда простой (время когда приходится спускаться за кофе в кофейню) достигает нескольких суток. К тому же, из-за отсутствия специального персонала по плановой чистке этих машин, кофе зачастую горчит, даже если используется дорогое свежее зерно.

2. Зарплата. Зарплата айтишника привязана к доллару, поэтому любые колебания курса оказывают значительное влияние на финальную сумму в рублях. Даже если вы зарабатываете средние для отрасли $1751 (по состоянию на май 2018), потери на курсе могут достигать 7-10 обедов. Второй стрессовый момент в плане зарплат: сколько бы вы ни зарабатывали, ваш сосед по парте из БГУИР зарабатывает в два раза больше, т.к. работает в продукте. Не жизнь, а сплошной выброс кортизола.

3. Соцпакет. Очень часто специалистов IT завлекают только лишь большими зарплатами. При этом, например, компенсируется всего половина стоимости спортзала или паркинга. Не редкостью является отсутствие доплат за работу без сигарет. Часто офис ограничивается бесплатным кофе и печеньем, без компенсации обедов и фруктов на полдник. И даже 13-ая зарплата с годовым бонусом есть не всегда!

4. Паркинг. Большинство айтишных контор расположено в бизнес-центрах в центре Минска. Это постоянные пробки в конце 7-часового рабочего дня и не очень удобные заезды. Плюс момент из пункта выше — паркинг не всегда оплачивается компанией.

5. Обеды. Несмотря на огромное количество кафе в центре Минска, работники часто жалуются на обеды. Где-то нет обеденного меню, и плотный обед обходится в 20-30 рублей. Где-то очень долгое обслуживание, и после обеда не успеваешь решить все свои бытовые дела (т.к. только еда растягивается на час-полтора). Где-то просто невкусно. Но даже если вы нашли идеальное заведение, оно все равно надоест. А обеды в офис тем более скука.

6. Т.н. Bench. Отстутствие интересных проектов. На самом деле очень частая жалоба программистов в белайти. На первый пункт она не вынесена только лишь по причине субъективности. Судите сами: вы получаете 6-10 средних зарплат по Минску за то, что целыми днями смотрите ролики на ютуб.

7. Кресла. Тоже довольно частый, но неочевидный пунктик. Дело в том, что компании часто покупают дорогие стильные стулья, как в сериале Suits. Которые только выглядят красиво, но не обладают комфортом более дешевых обычных офисных кресел. Из-за этого айтишникам приходится докупать различные поддержки и валики для спины (часто за свои деньги). Или просить начальство купить им индивидуальные модели, что порождает волну зависти среди сотрудников и влечет к дополнительным расходам компании.

8. Офис. Казалось бы, построенные по индивидуальному дизайн-проекту офисы на 20-ых этажах стеклянных бизнес-центров, с панорамными окнами и зонами отдыха — мечта для любого, кто когда-нибудь работал в обычном душном кабинете. Но нет, картину всегда портит расположение и инфраструктура. Где-то нет парковки для самоката, где-то неудобные лифты или просто излишне яркий интерьер. Кому-то много солнца, кому-то мало солнца. Отдельным пунктом идет невозможность развлечений в пешей доступности, если бизнес-центр более менее обособлен от крупных объектов отдыха. И так далее и тому подобное.

9. Кондиционер выделим отдельным пунктом. Т.к. он всегда является проблемой в кабинете, где сидит больше одного айтишника. Особенно если айтишники разнополые. Сколько бы ни стоила мощнейшая сплит-система кондиционирования, на нее всегда будут жалобы. Слишком сильно дует, слишком мало дует (не добивает до Вовы в углу), слишком долго разгоняется. А войны за температуру всегда заканчиваются одним: кондиционер +17 на полную мощность, открытые окна и включенные индивидуальные печки.

10. Слишком частые офисные вечеринки. Интроверты-айтишники часто жалуются на многочисленные вечеринки и собрания за счет компании (хотя они и не носят обязательный характер). Здесь летний и зимний корпоративы, день рождения компании, дни рождения сотрудников (а еще и скидываться надо, не всегда подарки от самой компании), фуршеты в честь запуска новых проектов, просто пятничные посиделки и так далее. Для многих это перебор.

11. Корпоративы. Тут жалоб не избежать. Если компания организует корпоратив без ежегодного бонуса, то это вызывает праведный гнев: зачем тратят деньги на дорогой рестик, когда я хожу с пустым конвертом? Если же дают только бонус (это очень и очень редкий вариант), то жалуются на отсутствие корпоратива: могли бы и пообщаться/выпить вне работы. Поэтому чаще всего работодатель совмещает существенный денежный бонус с пышным столом и очень дорогой праздничной программой. Но и тут назревает вопрос: почему бы не слетать за такие деньги на море/океан по программе всё-включено? Здесь я уже вижу, как встали сотни программистов Минска — мол, мы, например, летаем на Мальту с бонусом в кармане. Да вы садитесь, все мы знаем проблему и этого варианта: сотрудник всегда сравнивает стоимость расходов компании с прессом личного бонуса в бриджах. Замкнутый круг из обиды и огорчений.

12. Фрукты в офис. Чаще всего фрукты заказываются оптом несколько раз в неделю. Почти всегда это бананы, цитрусовые и сезонные ягоды. В чем проблема? В том, что у каждого есть нелюбимые фрукты, а любимых в общей корзине может не оказаться в принципе.

13. Отпуск. Отпуск в айти (несмотря на остальные привилегии) как правило соответствует по продолжительности отпуску среднего наемного работника. Более того, его часто требуется разбивать на две части, чтобы не было вреда для проекта. Конечно, есть компании, которые дарят свободные недели и месяцы на самообразование, но это скорее исключение. Рядовому программисту приходится довольствоваться 2 отпусками и 2-3 праздничными каникулами. Поэтому часто эти вещи дополняются заграничными командировками.

14. Отсутствие релокейшна. Почти все компании Беларуси работают с заграничными заказчиками, как правило из ЕС и США. При этом далеко не всегда компания дает сотруднику выбор страны проживания и работы. Многим приходится работать из Беларуси, каждый год оформляя туристические визы в страны первого мира.

15. Обслуживающий персонал. Для комфорта работы и быта айтишников каждый офис нанимает уборщиц и офис-менеджеров, следящих за чистотой и базовым набором удобств. При этом очень редко практикуется по-настоящему удобный формат помощи сотрудникам: личный консъерж. И тогда айтишникам приходится решать бытовые проблемы в рабочее время, несмотря на занятость.

Конечно, никто не наглеет, но девчонки иногда могут попросить его купить пирожных. Хотя в основном просьбы посерьёзнее. Например, у ребят часто бывают командировки, наш консьерж отвозит их в аэропорт и встречает.”
— dev.by

Здесь описаны только лишь общие моменты для понимания глобальных проблем, с которыми сотрудники сферы айти в Беларуси сталкиваются каждый день. Существует еще бесконечное множество частных неудобств и лишений, перечислять которые в рамках одной статьи не имеет смысла. Так, например, разработчик одного минского офиса (имя сотрудника и название компании под защитой права на конфеденциальность) жалуется на то, что прекратились поставки ежевичного сиропа к кофе (остался только ореховый, мятный и шоколадный). А еще покупают слишком твердые авокадо…

Очевидно, все проблемы ИТ РБ невозможно решить полностью и за короткий срок. Конечно, принимаются глобальные меры: налоговые льготы для резидентов ПВТ продлены до 2049 года, условия для программистов при приеме на работу постоянно улучшаются (не только через рост зарплат, но и через дополнительные бонусы), заимствуются лучшие практики из западных компаний. Но в конечном итоге достойная жизнь зависит от активной позиции самих айтишников. Только лишь усилиями каждого сотрудника можно сделать мир АйТи лучше.

3086