Я писал про левую полосу доступно, подробно и даже — смешно. Я пытался залезть в голову людям, поднимал много шума, поднимал мало шума, не поднимал шума вообще. И до сих пор моя одержимость полосностью среди всех прочих пунктов ПДД вызывает недоумение у многих (большинства). И вдруг я понял, дело не в левой полосе…
Сейчас я вам расскажу основную проблему аварийности и заторов в странах с низкой культурой вождения (например, Беларусь) не используя выражение “левая полоса”. Я проведу вас за руку по обрывкам памяти от школы вождения на Семашко до МКАДа, который опаснее любой дороги Европы.
Но с беларусами работают только сильные образы, поэтому держите в голове голубоглазого Иисуса-регулировщика в вышиванке, который сопровождает вас до Белостока и обратно. Ну и бульбы не избежать по традиции, пристегните ремни безопасности.
Итак, школа вождения. Теоретические знания не всегда преподаются курсанту “на сухую”. Хорошие преподаватели обязательно пояснят логику основных правил, расскажут о примерах из реальной жизни, постараются помимо правил привить дорожный этикет. Но даже в этом случае курсанту сложно сориентироваться в ПДД из-за самой их структуры. Еще бы, ознакомительные главы почти целиком состоят из пустых формулировок и пояснений, что такое велосипед, газон, дети, дорожка для всадников и эстакада. В итоге мы получаем густую кашу из нелепых обрывков и заученных пунктов, где игнорируется важное в угоду формализму. И виновники ДТП часто в свою защиту лепечут набор слов, вроде: “помеха справа” (при знаках по полосам), “главная дорога” (при работающем светофоре), “это ведь за городом при 3 и более полосах”, “а он сам нарушал” и так далее и тому подобное. Из таких вакуумных знаний и вырастают различные уникумы, которые блокируют дорогу под предлогом создания препятствий нарушителям скорости (true story).На дороге обращай внимание на поведение других, но только лишь с целью обезопасить ситуацию.
И тут становится понятно — мозг беларуса нельзя перегружать неоднозначными условиями и сложными формулировками вроде “при X и более полос в X направлении”. У него в голове и так происходит постоянная борьба с комплексами и бытовыми проблемами. Правила для него должны звучать неформально и просто: держись правее, не пей [много] за рулем, не блокируй перекресток, следуй логике очередности проезда (смотри не по марке авто, а думай как логичнее).
Но даже так сложновато. Нужно простое и эффективное, как религия, правило. Пожалуста, вот оно: На дороге обращай внимание на поведение других, но только лишь с целью обезопасить ситуацию. То есть как есть сейчас на дорогах РБ, но только с точностью до наоборот. Видишь опасный обгон, оставь место. Начали тебя опережать, не ускоряйся. И наоборот: уступи человеку при выезде со второстепенной дороги (если поток все равно стоит). Не закрывай “окно”, если видишь поворотник (не создавай дополнительные опасности на дороге). Ну в общем-то для начала хватит. Всё остальное — при развитом логическом мышлении и здравом смысле — выводится из этого правила само собой.Можно придумать сотню причин для быстрой езды. Но на ум не приходит ни одной причины блокировки полосы для опережения.
Опять он со своими понятиями в монастырь Законе без мыла, скажете вы. А вот и нет, ПДД пусть работают. Просто ради Иисуса (или ради безопасности), перестаньте транслировать нерелеватные отрывки учебников, думайте о себе и о других. Учитесь определять важное, закон не может покрыть все нюансы за вас. Когда на МКАДе сделали эксперимент с ограничением 100 только в одной полосе, я сразу говорил, что это глупость. Такое правило никак не помогает в реальной жизни, где разница в скоростях существенна и приоритетным в плане обеспечения безопасности является полосность, а не скорость. “А ты не нарушай” — часто слышу я от нарушителей пункта 79.2.ПДД РБ. Имеются в виду нарушители скоростного режима, которые травмируют дальним светом тонкую душевную организацию нарушителей полосности. Но вот в чем дело: можно придумать сотню причин для быстрой езды. Но на ум не приходит ни одной причины блокировки полосы для опережения (назовем ее так).
При трех и более полосах движения в данном направлении занимать крайнюю левую полосу движения разрешается только тогда, когда заняты другие полосы движения, либо для опережения, объезда препятствия, поворота налево или разворота, а также для остановки, стоянки на левой стороне дороги с односторонним движением в случае, указанном в подпункте 138.3 пункта 138 настоящих Правил;
— Глава 10, пункт 79.2 ПДД РБ. Расположение транспортных средств на проезжей части дороги.
Лично моё мнение — по мере развития автокультуры все больше дорожно-транспортных решений будет отдаваться на волю морально развитого водителя. Меньше запутанных трактовок и ригидных правил, больше контекстуальных действий. Пример: отсутствие ограничений скорости на многих участках немецких автобанов. При этом ДТП из-за огромной скорости является отягащающим обстоятельством. А еще почти никто не использует такие “послабления” на полную катушку. А еще никто не занимает полосу для опережения при пустых прочих. Когда я читал про автобан, я представлял огромные многополосные магистрали с выровненным по лазерному нивелиру асфальтом, с личной печатью Ангелы Меркель на каждом светоотражающем столбике. По факту же это просто хорошая трасса с 2-3 полосами в одном направлении и культурными водителями. Гораздо безопаснее МКАД, например. Я думал, что в автомобиле 1989 года без air bag и прочих модных штуковин будет дискомфортно. Но нет, очень скоро стало понятно, что когда никто не старается выплеснуть свои комплексы на дорогу, все что нужно для безопасного вождения — это левое зеркало. Опередил, вернулся в более медленную полосу. При чем бургеру не нужно зубрить главы учебника с определением “медленная полоса”. Цивилизованному человеку понятно это и без формализма.
Но если вам тяжело резко перестроиться на цивилизованное вождение, то можете использовать образы сильной руки и веры в комбинации со здравым смыслом, этикетом и логикой. В роли такой сильно руки может быть что угодно: иконка, мысли о доме, любовь к ближнему, страх за свой кошелек. Можете взять даже образ ПДД-Иисуса, я буду только рад.
Вот только несколько актуальных проблем, которые должны разрешиться сами собой, если вы будете рефлексировать, а не пытаться решить свои комплексы на дороге.
Выезд на перекресток (крест-блок)
Как-то раз (два, три ли десять) мы спорили о том, есть ли в Минске пробки. Я говорил, что есть. Мне говорили, что нет. И приводили в пример Москву, Нью-Йорк, Варшаву и прочие мегаполисы с огромным количеством автомобилей. И вот только недавно я понял, в Минске действительно нет пробок. Есть бульбапробки. В любой непонятной ситуации беларус теряется и спешит быть как все, но не быть крайним. Буквально! Т.н. крест-блок отличный тому пример. Моросит грибной дождик, в мегаполисе затор. Вася спешит домой. И все бы ничего, но впереди четырехсторонний перекресток. Загорается зеленый, Вася со стандартной задержкой в 4 секунды нажимает на газ, так учили. Но вот уже гаснет зеленый, а перекресток в самом разгаре. Но ничего, если потоки подождут, все разрешиться. Но потоки не ждут, Дима тоже давит на газ и едет в затор. Клаксон. Второй и третий… город стал.
При этом конечно же в правилах есть соответствующий пункт, но и у Васи, и у Димы почему-то лучше отложилось в голове определение автоколонны, на котором они оба чуть не засыпались при сдаче экзамена в ГАИ.
Запрещается выезжать на перекресток, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться.
— Глава 13, пункт 101 ПДД РБ. Проезд перекрестков.
Вот как выглядит такой проезд без ПДД-Иисуса в сердце:
А вот как с:
Перестроение на перекрестке
Есть множество причин, почему запрещено перестроение на перекрестке. Все даже и не изобразить. Но важное и простое объяснение, которое опять же выводится не без помощи ПДД-Иисуса — вы срываете чужие планы на проезд перекрестка. Это может быть и попутный авто позади вас, свободную нишу которого вы заняли и вынудили быть келхом, запершим перекресток. Это может быть даже автомобиль впереди, который рассчитывал на перестроение по правилам сразу после перекрестка. И многие другие участники движения, о которых вы по привычке ни на секунду не задумались.
Несвоевременно поданный сигнал
Очень обидно из-за такой мелочи вечно гореть в аду, но ничего не поделаешь. Как иначе бороться с демонстрацией явного неуважения к обществу, если штрафы не работают? Можно было бы предположить, что часть из этих нарушений — простая случайность/забывчивость, если бы не массовость данного явления.
Когда вовремя не вспомнил, что ты не один на дороге:
Когда Иисус подсказал:
Вначале тренируетесь за городом, потом на МКАДе, потом на любой дороге, где больше 2 полос — возможно это войдет в привычку. Опережаете более медленный автомобиль, возвращаетесь правее.
Движение в быстрой полосе
Смотрите, я продержался весь текст без упоминания полосы на букву Л! И даже здесь она названа: быстрая полоса. Какая полоса быстрая? Если вы приняли ПДД-Иисуса в своё сердце, то вам больше не нужны сухие определения полосности, вы уже сами разобрались. Тем более в правостороннем движении, где обочина расположена справа, а встречка слева, это очень легко. Вначале тренируетесь за городом, потом на МКАДе, потом на любой дороге, где больше 2 полос — возможно это войдет в привычку. Опережаете более медленный автомобиль, возвращаетесь правее. Помните главное: не прикрывайтесь чужими грехами и не блокируйте полосы без нужды. Смотрите за другими, но не меняйте свое поведение в худшую сторону из-за них.
Как есть сейчас:
Как может быть в культурной Беларуси:
Конечно, это лишь малая толика всех актуальных проблем на дорогах Беларуси, некоторые из которых решить в ближайшие годы не представляется возможным. Но вы только представьте, насколько безопаснее будет на дорогах страны, если каждый начнет думать не комплексами, штрафами, ошибочными трактованиями ПДД и формализмами, а сердцем и головой.