Автокультура Беларуси

Будут рассмотрены по порядку: потребительское поведение (покупка и владение), поведение на дороге, автомобильный дизайн и субъективные предпочтения, автомобильный рынок. Каждый из этих разделов легко можно развить в небольшой томик.

Знаю. Вы еще не готовы. Но я напишу всё равно. Автокультура Беларуси по моим личным ощущениям застряла где-то между СССР сразу после распада и племенной культурой Масаи. Ближе конечно к Масаи, где показателем маскулинности является убийство льва, а признаком статусности — обычные бытовые вещи (расческа, туфли, в нашем случае — автомобиль).

Чтобы немного структурировать накопившиеся моменты, будут рассмотрены по порядку: потребительское поведение (покупка и владение), поведение на дорогеавтомобильный дизайн и субъективные предпочтения, автомобильный рынок. Каждый из этих разделов легко можно развить в небольшой томик. Но если у вас в запасе есть столько же времени, сколько вы готовитесь стартовать на зеленую стрелку, то данный опус вы осилите на одном дыхании.

Культура покупки и владения

Belarus vulgaris — находка для социолога. Это не азиат, но и не европеец, поэтому некоторые ценности образуют такую гремучую смесь, что любой ученый отдаст свои пенсионные накопления за возможность подробно исследовать наш мозг. На каждом шагу противоречия, крайности, дихотомии. Применительно к нашей теме это смешные критерии выбора автомобиля, особенно нового. С позиции первого лица усредненная модель поведения выглядит следующим образом. Вначале беларус говорит: мне нужен любой автомобиль, т.к. я абсолютно в этом не разбираюсь и не хочу разбираться (но желательно семейный, надежный, неприхотливый и недорогой). В следующее мгновение он уже счастливый обладатель премиального авто в нелепом кузове с огромным расходом и габаритами (при малой вместимости), с кучей избыточных опций и высокой стоимостью владения.

Про стоимость интересно. В бедной стране с низкой стоимостью труда (включая оплату труда гаражников и СТО) бэушный простой вариант кажется логичным выбором. Но не тут-то было…

Для нерезидентов Беларуси стоит сделать пояснение. У нас нет полноценных кредитов на автомобили (не считая лизинга на неликвидные варианты), трейд-ин находится в зачаточном состоянии. Поэтому большая часть покупок происходит за т.н. “сумку”, т.е. кеш. При этом потенциальный клиент чаще всего выбирает из остатков склада, или как у нас принято говорить — персональных предложений. Т.к. в противном случае придется ждать месяц и больше (сумку придется занести заранее), пока автомобиль собирается рабочими руками братской страны.

Да и сам ассортимент способен повергнуть в шок автолюбителя. В доступном сегменте доминируют модели, которые Джереми Кларксон метко называет joke cars from post-soviet countries. В сегменте побогаче это рандомные комбинации цветов и единичные варианты в наличии (не считая массовых паркетников). Если зайдете в центр Toyota, спросите ради шутки про культовую GT86, девушка-консультант подумает, что это код двигателя Land Cruiser. В BMW-Автоидея больше всего в наличии таких автомобилей компании BMW (которая всю свою историю позиционируется как автомобиль для вождения) как X6, X3 и 7-series. Но и это еще не всё. На сайте официального дилера Volkswagen Атлант-М на момент написания статьи было 634 автомобиля. Немало. Из них 339 автомобилей Polo Sedan, которых нет нигде в мире, кроме стран СНГ и Малайзии. А отгадайте сколько культовых VW Golf, которые являются визиткой концерна? Не отгадали. Сдаётесь? Две штуки! А легендарных молодежных Scirocco ровно ноль целых ноль десятых.

Теперь пару слов про владение. Тут тоже много интересного. Так, для страны с самой низкой ценой бензина в Европе, у нас неприлично много автомобилей с ГБО. А ближе к столице наоборот, все больше автомобилей, на которых не принято считать расход топлива (хотя подорожание топлива на 1 копейку никогда не остается незамеченным).

Но такие контрасты как раз легко объяснимы расслоением общества. А вот с техническим обслуживаем уже интереснее. Тут не важно дорогой авто или дешевый — всё плохо.

Есть мнение, что любой автомобиль спустя 10-15 лет эксплуатации в РБ становится китайским, из-за процентного соотношения оригинальных и китайских запчастей. Это не так уж и страшно, учитывая то, что подавляющее большинство брендовых OEM деталей производится все в том же Китае. Но привычка экономить на всем, что касается автомобиля (кроме его внешнего вида), приводит иногда к комичным вещам. Удвоенные интервалы замены масла (по национальной легенде короткие интервалы придумали маркетологи для увеличения продаж), «всесезонная» или вообще несезонная резина на премиальных авто, просто дешевая резина (чтобы не «переплачивать за маркетинг»), подозрительные масла и жидкости и так далее.

При этом беларус свято чтит лакокрасочное покрытие, любой скол считается постыдным и требует полной перекраски элемента. Иногда для устранения косметических дефектов машину перекрашивают полностью. Именно поэтому даже далекие от автомалярного ремесла люди знакомы с термином «облив». Понятное дело, что при таких особенностях нашей культуры тесной европейской парковки вы не увидите. Скорее можно будет наблюдать огромный блестящий авто, стоящий ровно между разметкой на 2 парковочных места (чтобы не поцарапали сокровище дверями). Мои слова легко проверить открыв любой малярный форум РБ, где на оценку присылают сколы и «жуки» на авто с остаточной стоимостью 0.00 BYN. При этом в кадре обязательно будет потрескавшийся и протертый до корда Amtel или Белшина. Это конечно касается дешевых авто. Но и с дорогими похожая история. Ее можно обобщить в такой собирательный образ: BMW X6 на всесезонке Sava (черненной глицерином на вип-мойке), в 12 слоях нано-покрытия Ceramic Pro и засранным салоном. Ведь все это не для себя, а напоказ. Поэтому и ставится такой автомобиль поближе к подъезду, желательно с заездом на тротуар. Как говорится, жаль автомобиль нельзя затащить в подъезд. Сосед обзавидуется габаритам и блеску, а два десятка штаммов бактерий под ковриками останутся в тени.

Поведение на дороге

Автокультура Беларуси

В реальном дорожном движении легко обнажается культура общества в целом и комплексы отдельно взятого индивида — в частности. Нахождение внутри автомобиля не отменяет этикет, но немного абстрагирует от непосредственного контакта с другими людьми. И беларус пользуется этим на всю катушку! Нельзя сказать, что за рулем он плюет на окружающих. Чаще даже наоборот, ревностно следит за их маневрами. Чтобы поступить по своим личным убеждениям: закрыть, помешать, наказать нарушителя. В этом его главное отличие от поляка, например. Который едет по своим делам +50 от потока, не вызывая желание у остальных участников сыграть в Робин Гуда и заблокировать наглеца.

Если отфильтровать типичные для всего мира нарушения (превышения скорости, пьяная езда, агрессивное вождение, шашки, обочины и прочее) останется всего одна явная колонка: нарушения по части полосности. Дело в том, что беларус не считает полосность значимым пунктом ДД. А если даже и признает, что есть такой пунктик, то будет увиливать как уж на сковородке, заставляя дать точное определение занятости полосы, маневру опережения и т.д. А если и загнать его в угол фактами, то будет защищаться действиями других водителей, по его ошибочному мнению более вредоносными (все тот же скоростной режим как пример). Он так привык прикрываться чужими нарушениями, что не моргнув глазом занимает левую полосу при свободных правых с аргументом “так я же и так еду 100, торопишься, перепрыгни”.

Еще из характерного: игнорирования необходимости [своевременной] подачи сигналовперестроение на перекресткеблокировка перекресткапроезд на красный свет.

В связи с участившимся информационными вбросами об ограничении скорости в городе до 50 км-ч (как в Европе), считаю нужным усомниться в правильности такого подхода, если он будет несистемным (а таким он и будет). Вообще идея копировать правила дорожного движения (и культуры в целом) у представителей более развитых в этом плане наций очень здравая. Но на уровне регулятора этих правил надо хотя бы понимать, как это работает в жизни. Чтобы не получилось как со знаком 100 в крайней левой.

Что касается 50 км-ч на насыщенных пешеходами участках города — я двумя ногами за (сцепление и тормоз). Но это должно быть сбалансировано организацией дорожного движения (разметка, пешеходные зоны), а также культурой и пониманием ответственности всеми участниками дорожного движения. Здесь даже более значима культура, т.к. без нее ограничения приведут только лишь к усугублению контраста по скорости. То есть условный Дмитрий Николаевич на иксе как ездил 130 по городу, так и будет ездить. Только разница уже будет не 50, а 60 км-ч. А реальный механизм наказаний остался прежним: “ — Три базовых? Этой мой чек за лосось. Готов понести наказание”.

Так вот, про культуру… Расскажу, только сядьте удобнее и уберите острые предметы. Дело в том, что по логике надо копировать ближайшую Польшу, которая в ЕС всегда была предметом шуток про bydło. Но даже с ней в плане культуры на дорогах (про сами дороги молчок) у нас разница в 30-40 лет. Не говорим про страны 1 мира, где действует правило моральной ответственности за жизнь другого водителя. То есть вместо “забрать, наказать, победить” мышление направлено на рефлексию. Разница как между палеолитом и новейшим временем.

Значит решили, копируем Восточную Европу, success. Но нельзя просто так взять и выдернуть один пункт из контекста — 50. Там кстати часто есть и 40, и 30. И эти опасные участки единственные, где Марэк соблюдает скорость (или скорее уважает чужую жизнь). У нас такие участки можно было бы и не обозначать, т.к. средний водитель все равно не сможет разогнаться быстрее в силу своего мастерства (да вы садитесь обратно, эту мысль развивать не буду).

Итак, 50, красивая цифра. А где такие же красивые штрафы за блокировку полосы опережения (да-да, такие тоже есть в городе)? Где штраф в полбака солярки за невключенный ближний свет? Где безусловная эвакуация нарушителей парковки, блокирующих обзор переходов и дворов? А где вообще сама культура вождения, которая делает безопасным передвижение автомобилей на любой скорости (привет, автобан)?

Резюме: нужен системный, осознанный, реалистичный подход.

Двигаемся дальше.

Дизайн-предпочтения

Автокультура Беларуси

Ну вот мы и добрались до десерта. Если раньше были сухие холодные факты и наблюдения, то здесь начинаются настоящие эмоции. Кормящим женщинам рекомендуется прекратить чтение, а мужчинам с животом и барсеткой я бы не рекомендовал и начинать.

Конечно, можно всегда парировать штампом: о вкусах не спорят. Но это не так. Мало того что спорят, так еще и само понятие красивого можно более-менее четко операционализировать. Особенно если речь о неодушевленном.

Беларусь. Наши дни. Понятия эстетики и дизайна, целесообразности и функциональной достаточности только входят в нашу тяжелую жизнь с кучей проблем третьего мира. Поэтому продукт массового производства у нас все еще считается показателем статусности. А значит и предпочтения тут особенные.

Дорага-багата, как говорится.

Цвета выбираются не то чтобы яркие, а просто “недешевые”. Пожалуй только в нашей стране белый цвет кузова все еще называют дешевым, женским, непрактичным (слышал даже неполиткорректную формулировку — хачёвский).

В среднем принято брать автомобиль чуть выше планки реальных финансовых возможностей. Даже если покупается т.н. «бюджетный» авто, то комплектация берется от средней до максимальной, даже если денег нет даже на базу. Ну а если Бог дал, то тогда разумеется Грааль мегаполиса — премиальный говномес. А если совсем хорошо, то еще один премиальный, выходного дня.

Популярные в Европе горячие хетчи и просто спортивные автомобили в среднем считаются баловством, инфантилизмом. Мужчина возьмет что-то большое и высокое, на полном приводе и автомате (чтобы “не дергать ручку как нищеброд”). Выбор коробки передач — тема отдельной лекции по социологии, поэтому вернемся к типу кузова.

Красивое и честное прозвище транспорта для деревни, говномес, маркетологи дробят на витиеватые и сложно категоризируемые термины: «городской внедорожник», «паркетник», «кроссовер», «кросс-седан» (да, оказывается есть и такой). И обязательно добавляют: премиальный. Справедливости ради, SUV кузова сейчас на пике популярности во всем мире. Porsche, Lamborghini, Maserati сдались уже давно, Феррари держится лишь на силе воли. Чего уж говорить о массовом рынке. И все же… если немного погулять по Минску, то абсурдный дисбаланс в сторону «спорт-ютилити» заметен невооруженным глазом. Особенно именно в этой парадоксальной комбинации: тяжелый, но очень быстрый.

Попробуем разобраться в любви беларусов к большим машинам в густонаселенных городских пунктах. Вышеупомянутый дешевый бензин мог бы быть фактором, если бы не наша традиционная прижимистость. Как основой не подходит. Широкие улицы? Тоже не совсем, т.к. хватает и узких и не хватает умения и привычки парковаться в ограниченных пространствах. А может шутки про обратную корреляцию размера автомобиля и пениса — правда? Тоже нет, т.к. согласно общеевропейской статистике с этим у нас всё в порядке. К тому же значимая часть целевой аудитории огромных автомобилей — крохотные женщины с чихуа-хуа в брендовой сумочке. Плохие дороги? Да, но, опять же, не тянет на аргумент №1. Хотя бы из-за ничтожной разнице в надежности подвески обычных автомобилей в условиях города. Парадоксально, но самая честная причина, которую я слышал от самих владельцев: это удобно, безопасно, сидишь высоко, да и весь Минск на внедорожниках. Выкинем субъективное «удобно» и ошибочное «безопасно» — получим искомое: хочу быть выше, чем сосед или точно не ниже. Подходит, наверное. Хотя я сам уверен, что дело все еще в желании казаться больше, богаче, лучше. Если я прав, то со временем ситуация может легко измениться, например, в сторону Европы. А если нет, то к сожалению мы обречены на гонку вооружений, пока на учет не разрешат ставить БМП.

Автомобильный рынок

Автокультура Беларуси

Last but not least, ситуация на рынке подержанных автомобилей (с новыми мы вроде как разобрались в самом начале). Больше как следствие, вытекающее из предыдущих пунктов, но тем не менее.

Автомобильный рынок РБ стагнирует, уже не один десяток лет. Виной тому как внешние факторы, так и внутренние. Под первыми я имею в виду прежде всего череду заградительных пошлин на автомобили из-за границы. В календаре и сердце каждого автолюбителя РБ отложился июль 2011 года. До этой даты мы воображали себя частью большого европейского рынка, пускай и с небольшой щепоткой горечи в виде взвешенных пошлин. На рынке продавались практичные японо-немецкие хетчи, “последние настоящие” седаны Баварии, мое воображение даже рисует единственную родную BMW Е30 в исполнении Motorsport, цены на которые сегодня колеблются в вилке $50-90k за версию не Evo.

Хватит ныть, возразите вы. Пошлины убрали шрот и открыли рынок для безопасных новых автомобилей (пускай и производства РФ). Хочешь тебе Lada Vesta, хочешь породистая Калининградская тройка BMW. Так я и сам за выбор. Надежный полоседан с мотором от гольфа довезет до Чикаго и обратно, но чем плохо иметь альтернативу в виде интересного автомобиля?

Они-то есть. И даже (внимание) стоят порой дешевле, чем в Европе. Речь про “корчи” в безупречном состоянии, которые принято называть янгтаймерами. Но состояние этих самых янгов в ЕС и в РБ отличается разительно. В данном случае количество не переходит в качество. 124-ый Мерседес последние 10 лет используется для перевозки плодов, а остатки Toyota AE86 пустили корни на стоянке в Сухарево. Зато с Kia Sportage сдувают пылинки, и полкабана в багажник не положишь без предварительной упаковки в целофан. Все это приводит к смешному дисбалансу (ну или балансу, как посмотреть), где за ординарные массовые модели после гарантии просят состояние, а за ухоженные варианты по европейской цене можно получить только оскорбления и мат в комментариях к объявлению.

Кажется, что эти проблемы актуальны лишь для ничтожно малой прослойки автовладельцев, которые являются (а не относят) себя к автолюбителям. Но это не совсем так. Плохое качество спроса (такая вот субъективная метрика) влияет на рынок целиком. Ведь не важно какой в данный момент рынок — продавца или покупателя — в конечном итоге именно фактическая сделка регулирует цены. Грубо говоря, если вы готовы купить послегарантийный Киа Церато за 80% его первоначальной цены, то глупо обижаться на соседа, который хочет выручить за полностью готовый к утилизации Рено Лагуна за 5 тысяч долларов в эквиваленте.

Кстати, бросается в глаза разница между ценой реальной (за которую машины покупают) и ценой выставочной (за которую они висят годами, собирая десятки веселых комментариев). Беларус беларуса в деле завышения стоимости может понять легко — как никак годами заливал бензин и масло, а также поменял сайлентблоки (“солинблоки”, как говорят в народе, наверное от слова солить, экономить) и “тормоза в круг”.

Вы можете обижаться. Я могу расстраиваться. Но объективно — автокультуру невозможно поменять в одночасье. И все же кажется, что проговаривая вслух все наши смешные и несмешные особенности, мы делаем первый шаг. Шаг в сторону приятного и безопасного вождения, удовольствия от владения автомобилем. Шаг в сторону признания. А не очередного витка в Войне Всех Против Всех.