В жизни владельца янгтаймера бывает 2 интересных периода. Один из них это желание “завязать”, разобрать на запчасти, продать, подарить свой авто, удалить номера авторазборок и аккаунты на тематических форумах. Пройти сеанс психотерапии и жить дальше. Этот этап у меня пока не настал. Поэтому поговорим о другом, не менее навязчивом.
Только твои знакомые, коллеги, друзья и родственники оправились от того, что ты купил 30-летнее ведро для безвозвратных инвестиций семейного бюджета, как тут снова удар. Нужна еще 30-летняя bmw. I need it because of reasons — потому что!
Одной из причин может быть даже рациональная. Только сейчас я понял, что для полноценного ремонта быстрее, разумнее и выгоднее было брать сразу две штуки в одинаковом кузове. Тем более в стране, где эти кузова (если найдешь не сгнивший) стоят 0 рублей 00 копеек.
Но есть и другие причины, менее разумные (на первый взгляд). Например, я хочу выехать в пик полива дорог реагентами на заснеженную площадку и запустить машину в сугроб. Восстановленная по заводской спецификации машина 1989 года не подходит для этого ни технически, ни психологически. Хочу вясковую “заварку”, бильштейны и VVTI. Можно ведь получать удовольствие и от концепции стока, и от современной интерпретации Fahrvergnügen.
Гибкая база e30 подходит под разные концепции, и все они хороши по-своему. Но нужно определиться, что есть полноценная концепция, а что нет. Можно конечно насрать на пол и назвать это проектом/концепцией. Или поставить ангельские глазки и кольца в приборку. Но у меня более консервативные взгляды на дизайн.
Для себя я выделил 4 интересных направления.
Stock. Тут все просто и не просто. Нет ничего круче заводского состояния янгтаймера, но есть нюансы. Машине уже столько лет, что ни у кого нога не поднимется ездить на автомобиле, чудом сохранившемся в состоянии абсолютного стока (родная краска и узлы, целый салон, смехотворный пробег, etc.). Такие авто стоят колом в частных коллекциях и музеях. А мы не про автомобили, которые стоят колом. Поэтому сток чаще всего предполагает реставрацию. И тут тоже варианты. Либо ты делаешь все бюджетно, но с компромиссами в виде неоригинальных запчастей или частичных дефектов.
Либо тратишь десяток-другой тысяч долларов на заводское состояние автомобиля, который все еще является т.н. “новоделом”. И реальная рыночная стоимость (это та, за который авто можно быстро продать) которого в Беларуси не превышает священные 2к (то есть около 10% вложений). И больше половины возрастных проблем этого авто все еще актуальны. А любая поломка или ничтожное ДТП грозит потерей огромного количества времени и денег.
Представляете боль авторов таких проектов?!
Sport. Кузов BMW E30 очень популярный выбор в постройке автомобиля под ралли-кросс или дрифт. Чаще всего законченный проект имеет вид M3 из-за характерного расширения кузова, хотя для любительского автоспорта особых изменений в шасси не требуется. Я пересмотрел множество фотографий подобного рода авто и понял, что именно мне не нравится в любительских “корчах”, собранных в Беларуси. Понятно, что кузов пилится, салон выбрасывается, ручник втыкается и так далее — о какой-то особой эстетике говорить сложно. Но есть что-то общее в подавляющем большинстве местных любительских проектов. Я описал эту характерную особенность как “безвкусное говно”. Поясню. Чаще всего это эклектичность всего проекта в целом (как будто его делали разные люди на протяжении 20 лет). Далее нецелесообразность элементов: лишние декорации, ненужные части (антикрылья, обвесы), вычурные цвета (как кузова, так и элементов подвески!). Технически это дополняется россыпью скруток под капотом вместо собранных в одну косу проводов, несоразмерных для мощности в 200-250л.с. дисков R17+, перегрузкой передней оси немыслимым атмосферным свапом, etcetera.
Я понимаю, что cleanlook не из этой песни. Но зачем уродовать автомобиль больше, чем это делают функциональные переделки? Каркас и ковши уже дают понять о серьезности ваших намерений, не обязательно раскрашивать рычаги и тяги в цвета попугая Какаду.
Лично мне больше по душе логически целостные дизайны, пускай и с явным уклоном в производительность.
Sleeper.
500BHP 4.4L V8 SUPERCHARGED E30 TOURING SLEEPER
Такой тип проектов еще не раскрыл весь свой исторический потенциал. В отличие, например, от направления stance, где лимит достигнут в буквальном смысле (разве что еще под землю закопать).
Слипер воплощает анекдот из детства про запорожец и мерседеc и в какой-то мере высмеивает тренд на быстрые неспортивные автомобили (заряженные говномесы, например). Конечно, такими проектами баловались уже давно. Но именно сейчас можно относительно недорого получить абсурдную мощность в малом объеме благодаря различным нагнетателям и современным эффективным моторам. Не говоря уже про электро! Да-да, Илон, не только ты имеешь доступ к технологии 100-летней давности в новом прочтении. Классический кузов тройки подходит под это дело идеально. Что может быть круче, чем “коробочка” старой школы, которая превращается в точку на горизонте под легкий шелест покрышек. К слову, электро E30 существует уже давно, хоть и не в формате sleeper: This Electric BMW E30 Is Fast and Green
Правда пока еще конверсия под электро — забава для богачей. И есть нюансы по пожарной безопасности литиевых батарей в подобного рода проектах.
Неоспоримый плюс sleeper’а: весь бюджет можно направить на технические улучшения, ведь с интерьером все просто. Не обязательно соблюдать 100%-ую комплектность авто. Даже лучше, если краска будет родная, с характерными возрастными нюансами, а где-то не будет хватать клипс или молдинга. Можно добавить родной багажник на крышу (мне это кажется практичнее и эстетичнее фаркопа), подшить родные велюровые сиденья. Основные сложности: “маскировка мощности”. Множество sleeper cars “выдают” себя торчащими патрубками, выштамповками на капоте или просто широченной резиной. На мой взгляд лучше пожертвовать некоторой мощностью, но оставить полностью заводскую внешность.
Отсюда мы плавно переходим к реалистичной для наших полей концепции — Rat-look. Это наиболее гибкая разновидность — от реквизита к съемкам безумного Макса до жиги вашего деда со сквозной коррозией кузова. Привлекательность этого варианта в том, что можно работать с любыми исходными данными, а результат ограничивается только фантазией и желаемой степенью раздраженности ваших соседей по потоку. Да, результатом постройки ретлука является чаще всего автомобиль, от которого одинаково пригорает как у автолюбителей, так и у владельцев новых бюджетников с рассрочкой платежа. Но ради уважения к классике, лично я бы не стал утрировать ржавчину в кузове E30, отдав на растерзание лишь капот. Это смотрится гармонично и иронично. Иронично, т.к. капот в этом авто реже всего подвержен коррозии. Багажник на крышу — must have. Там отлично размещается кожаный коричневый чемодан с набором мамкиного постапокалипсера.
Еще одна привлекательная черта концепции: возможность комбинирования. Можно брать элементы sport, stance, sleeper и проч. Раздутый 2JZ c настройкой подвески под дрифт можно обыграть самодельным расширением арок из ручной пилы или остатков холодильника Минск-1. Или пойти по пути sleeper и спрятать скромный M20 turbo под ржавый капот, оставив остальное как есть. Или вообще ничего не делать по технической части, ведь внутреннее сгорание будет дополняться жарким осуждением окружающих. Главное не забыть прицепить на облицовку переда плюшевого мишку или резиновую курицу.
Можно подумать, что я просто категоризировал то, что и так понятно любому автолюбителю. А вот и нет. Эта статья является официальным аргументом в пользу покупки второго BMW E30 в семью! Действительно, если у вас, например, стоковая E30, то вам просто жизненно необходима машина на замену, т.н. Beater (чтобы не вырывать из семьи космические суммы на срочный ремонт янгтаймера). И наоборот, если у вас трековый вариант, то логично купить привычный и дешевый в эксплуатации кузов в гражданском исполнении. А еще всегда можно прикрыться аргументом о доноре на запчасти. В общем, вам достаточно просто распечатать статью в формате A4 и положить ее на стол жене, любимой женщине и/или иным заинтересованным лицам. В электронном виде тоже пойдет.