“В следущий раз точно будет про SEO и Интернет” — подумал я и принялся за очередную заметку о жизни в Республике Беларусь. Прошу во всем винить зомбо-ТВ, ненавязчиво (ли?) нашептывающее в спину сказочную статистику. Кстати, белорусское телевидение, на мой взгляд, максимально близко подошло к доказательству существования параллельных Вселенных. Ну правда, если раньше просмотр репортажей одного мог вывести из себя, а другого вдохновить на карьерное продвижение в рамках завода, то теперь оба откровенно удивлены — вот так дивный иной мир.
“Валовой внутренний продукт увеличился на…” — секундочку. ВВП играет такую же роль в благосостоянии белоруса, как и среднегодовое количество осадков. Не говоря уже о том, что особо ушлые правители придумали не одну методику расчета этого показателя.
Вообще, статистика не лучший индикатор жизни, но кое-что все-таки может нам пригодиться. Например, коэффициент (индекс) Джини.
коэффициент Джини — статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (к примеру, по уровню годового дохода — наиболее частое применение, особенно при современных экономических расчётах).
Скажем спасибо Wikipedia и задумаемся над главной проблемой [стратификации] белорусского общества. Правильно — в Беларуси нет среднего класса (я повторяюсь?). Все остальные вопросы — почему Porsche Cayenne превышают скоростной режим в районе пл. Победы? Почему подростки в спальных районах отдают предпочтение синтетическим наркотикам? — отпадут сами по себе.
Но сам по себе Джини тоже в определенной степени пустышка, с вашего позволения я бы добавил сюда “уровень протестности населения”, да простят меня социологи за такое определение. Вот это уже более-менее полноценная формула.
Сейчас вступают специалисты НИСЭПИ (Независимого института социально-экономических и политических исследований):
Сравнительный анализ показывает, что чувство “лишних людей” неуклонно распространяется по всему обществу: если в мае 2005 г. 54.5% респондентов считали, что “люди, как я, не могут влиять на то, какие решения принимают в нашей стране органы власти”, то теперь таких уже 71.9%, если тогда 32.4% считали, что “люди, как я, не могут свободно выражать свои политические взгляды”, то теперь таких 45.4%, если тогда 33.1% считали, что “люди, как я, совсем не могут влиять на то, как складывается их жизнь”, то теперь таких 44.1%.
Кстати, последняя доля — это действительно настораживающая крайность, когда человек просто “отпускает” свою жизнь, но не так, как в “Бойцовском Клубе” Паланика, а как в финале кэмеронского “Титаника”.
В то же время, не следует переоценивать протестный потенциал этих чувств: если бы завтра состоялись выборы президента Беларуси, 42.5% респондентов проголосовали ли бы за А. Лукашенко (для сравнения: за А. Милинкевича – 4.3%, за А. Козулина – 2.4%), т.е. его электоральная поддержка вернулась на докризисный уровень (в сентябре 2008 г. было 42.5%, а в сентябре 2009 г. – 39.4%). На вопрос: “Если в Вашем городе (районе) состоятся акции против ухудшения экономического положения, готовы ли Вы принять в них участие?” положительный ответ дали 14.2%, что на 3.7% меньше, чем в марте 2008 г. Если в сфере экономики тактика “кнута и пряника”, используемая властями, уже дает ощутимые сбои, то в сфере политики остается еще достаточно эффективной.
А вот здесь и включается наша формула Джини+, в упрощенном виде определяемая как отношение количества протестующих против убожества жизни к общему количеству обделенных. Для лучшего понимания посмотрите любой выпуск передачи про самые бедные страны мира по каналу Discovery. В какой-нибудь провинции Африки чумазые детишки и их родители собирают алюминивые банки на свалке, пока люди в белоснежных костюмах не приедут за прибылью на новых Land Rover (индекс Джини стремится к 1). Спокойствие и покорность, с которой происходит коммуникация это и есть наш добавочный индекс “протестности”, который в данном случае стремится к 0.
Но и без этой статистической дребедени ясно, белорусам не у власти (гражданская позиция не в счет) для попадания “по ту сторону” нужно прыгать, а не идти. Плавному продвижению явно не способствует европейская стоимость квадратного метра, отношение стоимости подержанных автомобилей и основных услуг к средней заработной плате по РБ. Как вы могли заметить, молоко и калоши я не трогал, так как это все не относится к определению “средний класс”.
Дальнейшие рассуждения и выводы можете сделать сами. Тем более что Указ “О мерах по совершенствованию использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет” находится еще на стадии разработки. Так что еще несколько месяцев вы имеется полное право самостоятельно думать и делиться мыслями.