The grass was greener
— Pink Floyd.
The light was brighter
Священная автомобильная война «старое vs. новое» слишком сложна и многообразна, чтобы раскрыть ее полностью в нескольких предложениях и картинках. Поэтому я коснусь лишь такой трепетной для любого автолюбителя темы, как дизайн экстерьера. Дихотомия “настоящего кузова” и “обмылка” настолько сильна, что сложно не переходить на личности в живом общении. Я постараюсь доказать свою точку зрения — старьё сила, новьё говно — не выходя за рамки академического приличия.К слову о лягушке, т.н. фары-лягушки (раскрывающиеся чаще всего отдельной кнопкой — how cool is that?) тоже канули в Лету под предлогом заботы о пешеходах в момент ДТП.
Околотехнические споры о «милионниках» против «кредитных табуреток», ЛКП толщиной в микрон ради спасения дельфина, заговоры рекламщиков и прочие увлекательные темы — переносятся на другой раунд.
Сразу сделаю оговорку. Зла на автопроизводителей я практически не держу. Большинство отклонений в генах автодизайна были вызваны внешними факторами. В частности, новые стандарты по безопасности пешеходов сделали из острых классических кузовов нечто похожее на лягушку, которую надувают через соломинку в анусе из хулиганских побуждений.
К слову о лягушке, т.н. фары-лягушки (раскрывающиеся чаще всего отдельной кнопкой — how cool is that?) тоже канули в Лету под предлогом заботы о пешеходах в момент ДТП. Сюда же запишите и тонкие стойки и высоченные двери (с окнами-бойницами) благодаря которым вы теперь не можете комфортно высунуть локоть из своей BMW e92.
Довольно дразнить обладателей автомобилей на гарантии. К делу.
Следите за руками…
Сhevrolet camaro 1969-го и 2016-го соответственно. Здесь и далее: старое слева, новое справа.
Чарджер тех же годов.
Мустанг в 1967 году и почти 50 лет спустя.
Догадались в чем фокус? Правильно. Я взял хрестоматийные примеры, святую троицу американского автопрома. Хитрость в том, что эти автомобили являются иконами. И несмотря на их недостатки практически невозможно сделать «лучше». По крайней мере с позиции автолюбителя, у которого уже растут усы. Напомню, что мы пока говорим только про дизайн. И давайте не будем спорить. Если вашему племяннику Кольке больше нравится новый чарджер, то это только лишь потому что точно такой, но с желтыми полосками, есть в его любимой видеоигре.
А что если чуть снизить планку?
Nissan Fairlady Z. Datsun 240Z (S30), Nissan 280Z раздувшийся позже в Nissan 350Z/370Z. Лично для меня является ярчайшим примером всех участей, которые выпали на долю автодизайна в новейшем времени. Да, я знаю про развесовку 370Z, но посмотрите еще раз, с какого продуманного силуэта все это начиналось.Тут тоже можно выступить с поддержкой современной шестерки, вытирая от обиды нос рукавом. Но в старом кузове сколько не всматривайтесь, вы не найдете компромиссных штрихов. В 1976 году такого просто не могло быть.
Skyline GTR R32 и современный GTR. Еще ниссан. И тоже знаковый. «Скайлик», о котором мечтала вся детвора Беларуси. Но у которой он чаще всего оставался на обертке Turbo в связи с нелюбовью независимой власти к праворульным автомобилям. Если самую первую версию с гордостью окрестили Годзиллой, то о текущей так можно сказать разве что в негативном смысле. Опять же, нисколько не умаляя достоинства инженерного шедевра GTR современности.
Jaguar XJ 1970 / 2016. Тут все просто, хотя можно и помахать кулаками за в общем-то неплохой силуэт новейших версий.
Шестая серия купе. Тут тоже можно выступить с поддержкой современной шестерки, вытирая от обиды нос рукавом. Но в старом кузове сколько не всматривайтесь, вы не найдете компромиссных штрихов. В 1976 году такого просто не могло быть. Нельзя было сказать: Ганс, такие дела, отдел маркетинга утвердил выштамповку под молдингом, обратись к продукт оунеру за деталями. За такую пропозицию вполне себе можно было огрести штангенциркулем. А может и нет. В любом случае вы обязаны прочитать историю e24 в оформлении Gemballa и не задавайте лишних вопросов о крутости этого авто.
Ну хорошо, мы посмотрели пару картинок знаковых спорткупе, скажете вы. А что на счет гражданских версий? Сможет ли автор и дальше вешать нам лапшу на уши? Мол раньше было время, а вот моя Октавия третьего поколения с премией за лучший дизайн 2015 — «графского хуя обломки»?
Давайте разберемся…
Популярная в японском и европейском народах Honda Accord. Надежная, как Вселенная, как говорил Джереми Кларксон. 945 киллограм дизайна у первого поколения в 1976 году и 1448кг пузанской роскоши у девятого поколения в 2012-ом.
Lancia Delta 1979 / 2010. Ну тут сильно задерживаться не стоит. Как только были забыты успехи легендарной раллийной Delta HF Integrale, то в углу глаз заблестела слеза огорчения за итальянскую марку Lancia в целом. Хотя справедливости ради стоит заметить, что Lancia Hyen, нарисованная в 1990-ом итальянцем с фамилией Педрачини, является полноценным трибьютом к интеграле.
Mercedes SL 1999/2015. В целом марка Мерседес-Бенц not my cup of tea, но как поклонник прямых линий тут я бы тоже бросил бюллетень за старое.
Mitsubishi Eclipse 1989/2012. Первое и последнее поколении снятой с производства модели. Кстати, это далеко не единственный эпизод в истории, когда автопроизводитель не слушался золотого правила азарта: выходи из игры, пока выигрываешь.
Mitsubishi Galant 1969-2012. Тут надо сделать кое-какие огоровки, но я не буду. Зачем?
Mini Cooper 1959/2016. Здесь все просто. Мини — это мини “как у мистера Бина”. Все остальное — это далеко не мини. Буквально. Приблизительно 650 киллограм в 1959-ом году трансформируются в 1250 в 2013-ом. Все бы ничего, но ослепленный успехом, завод выпускает 4-дверную версию…
Стоит признать, что современный купер входит в разряд римейков, в которых “что-то есть”. Но при прямом сравнении понимаешь, что это по большей части воздух внутри салона.
Дальше идет народная марка Volkswagen, священная для любого белоруса. Поэтому фотографии не снабжаются комментариями.
Golf GTI. Первое и седьмое поколение.
Volkswagen Scirocco 1974/2008.
Volkswagen Transporter. Первое и последнее поколение.Я не буду утверждать категорично, что абсолютно все старые дизайны делались с умом, а новые — говно на палочке в стеклянной баночке.
Такие дела Зося Викторовна.
Здесь пора сделать отступление. Во-первых, выборка весьма скромная. Почему так? Во-первых, большинство автомобилей никогда не были, не являются и никогда не будут «красивыми». Их дизайн решает другие задачи. Во-вторых, я умышленно не упомянул о цикличности дизайна и о тех моделях, дизайн которых субъективно лучше предыдущих поколений (хотя они и в меньшинстве).
Кроме того в последнее время радует возросшее количество римейков, трибьютов и прочих попыток вернуть былую славу автодизайна.
Пример удачной адаптации Chevrolet Corvette Stingray 1969 года. Задача редизайна одного из самых знаковых купе прошлого не из легких. Это надо понимать. Всегда будут ретрограды-нытики, вроде автора заметки, которые найдут, к чему придраться. Но стараться все равно надо. Стараться сделать хорошо и не идти на переговоры и компромиссы.
Итак, какой вывод? Вывода нет, есть только материалы для размышления. Я не буду утверждать категорично, что абсолютно все старые дизайны делались с умом, а новые — говно на палочке в стеклянной баночке. Но моя гипотеза остается без изменений: раньше спрос на хороший дизайн в автомобиле был выше, и возможностей было больше.